История

История Коминтерновского района

Длительное время территория нынешнего Коминтерновского района находилась далеко за окраинами Харькова и фактически не имела непосредственного отношения к городу. Здесь вели свое сельское хозяйство жители Харькова и близлежащих сел.

Границы будущего района начали формироваться от крепостной Московской проездной башни, где шла дорога на Москву. После гражданской войны переименована в проспект имени И. В. Сталина, позже – Московский проспект, ставший северной границей Коминтерновского района.

Другой границей района является проспект Гагарина, ранее – Змиевская улица, еще ранее – Змиевская дорога. Во второй половине XVII столетия она соединяла Харьков со Змиевым.

На юго–восток вела Таганрогская дорога, позже превратившаяся в Петинскую улицу (ныне Плехановская), получившую свое название в честь коллежского советника Петина, перешедшее затем на расположенный вокруг нее район – Петинку.

Улица Кирова (бывшая Молочная) до середины XIX в. была фактически границей города. Ближе к середине XIX столетия началась постепенная застройка южной стороны Молочной улицы: появляются небольшие предприятия – пивоваренный, алебастровый и водочный заводы. Здесь сформировался постоянно действующий Конный рынок, впоследствии вышедший на второе место в городе по значению и оборотам после Благовещенского.

Вплоть до 80–х г.г. XIX века Петинка – зародыш будущего Коминтерновского района не была достаточно плотно заселена.

Изменения наступили, когда район был пересечен железными дорогами.

Строительство вело Общество Юго–Восточных железных дорог. Крупнейшей из них была Балашовско – Харьковская линия длиной 623,5 верст, открытая для движения 17 декабря 1895 г.

В этом же году было завершено строительство железнодорожной станции "Харьков – Балашовский" с вокзалом и железнодорожными мастерскими.

Уже осенью 1895 г. на окраине города, вблизи Петинской улицы, развернулись строительные работы. На площадке будущего машиностроительного завода трудились 1700 рабочих.

Правительство поддержало начинание, выделив государственный заказ на изготовление 480 товарных паровозов в течение шести лет. Так был создан Харьковский паровозостроительный завод.

Многие из рабочих, трудившихся на строительстве литейного, модельного, паровозосборочного, кузнечного и котельного цехов, электростанции, главной конторы и других объектов, затем пришли работать в эти же цеха.

Селились они преимущественно вблизи завода, дав району название, прочно укрепившееся за ним, – рабочая Петинка.

Помимо производственных корпусов здесь появились и первые значительные жилые здания: дом на 24 квартиры для семей мастеров, первое рабочее "общежитие" – дом для холостых рабочих на 100 коек.

5 декабря 1897 г. ХПЗ выпустил свой первый паровоз.

На работу шли не только с близлежащей Петинки, но и с Основы и других пригородов и районов Харькова. За бедными рабочими "домишками" раскинулось поле. Недаром получила свое название улица Полевая – здесь еще в начале XX столетия колосилась рожь.

В 1898 г. на территории Петинки был основан еще один металлообрабатывающий завод (значительно меньший, нежели паровозостроительный), выпускавший гвозди, лопаты, штамповальные решетки – ныне это завод им. М. В. Фрунзе.

Еще одним событием было открытие трамвайного пути – первая линия харьковского трамвая протянулась по Петинской улице. 3 июля 1906 г. было торжественно открыто движение от Павловской площади (ныне пл. Розы Люксембург) до конца Петинской улицы у Балашовского вокзала. После завершения строительства еще трех линий этому маршруту был присвоен первый номер.

С учреждениями бытового и культурно – просветительного направления на Петинке до революции было совсем плохо. Единственная столовая была на ХПЗ, количество сапожников, портных, парикмахеров можно было пересчитать на пальцах одной руки. Единственным учебным заведением, помимо ремесленного училища, была начальная приходская школа. Ее открыли для детей рабочих на свои средства хозяева ХПЗ при содействии училищной комиссии Харьковской городской думы. К 1917 г. в ней обучались 180 чел. Затем к 1917 г. было открыто 19 – е городское приходское училище в районе Кирилло – Мефодиевского кладбища (район стадиона «Металлист»).

Медицинское обслуживание в районе можно было получить только на ХПЗ. В 1903 г. были построены заводская поликлиника и больница. Три года спустя она располагала 20 койками (что было явно недостаточно), в ней работали два врача и три фельдшера.

Центром культурной жизни рабочих Петинки, да и всего города был Народный дом, располагавшийся на Конной площади (на месте нынешнего ДК ХЭМЗ, сейчас это территория Московского района Харькова).

Народный дом был открыт 2 февраля 1903 г. Здесь  работала библиотека.

Особую роль в жизни всего Харькова и особенно Петинского района играл рабочий клуб, воздвигнутый на ул. Петинской (ныне ДК «Металлист» ГП «Завод им. Малышева»).

В начале 1915 г. на территории района (ул. Державинская) предпринимателем Липовским была организована текстильная фабрика, названная "Большая державинская мануфактура". В 1916 г. на Петинской улице была основана чугунолитейная мастерская. После революции на ее базе был создан крупный машиностроительный завод, позже – предприятие по производству холодильных машин.

На территории Петинки в это время были также расположены заводы: котельный, подвесных проволочных канатных дорог фирмы Блейхерта и Эйхнера (Харьков–Лейпциг). Последний располагался на ул. Корсиковской напротив завода Гельферих–Саде. Сейчас это территория Харьковского велосипедного завода им. Петровского. На базе существовавшего по правой стороне Петинской улицы лесопильного производства в послереволюционное время был создан мебельный комбинат им. Н. А. Щорса. 1916 год – также стал датой рождения мыловаренного завода.

Мировая война стала завершающим этапом дореволюционной истории Петинки – будущего Коминтерновского района.